Главная arrow Научно-технический прогресс arrow Результативность программно-целевого планирования
Результативность программно-целевого планирования
Результативность программно-целевого планирования в значительной степени зависит от постановки координационной работы. Координируют научно-технические разработки на уровне автономных республик, краев и областей центры научного обеспечения агропромышленных комитетов, на региональном уровне — Российская академия сельскохозяйственных наук, Сибирское и Дальневосточное отделения Россельхозакадемии, а также отделение Россельхозакадемии по Нечерноземной зоне РСФСР.
Развитие кормопроизводства в настоящее время характеризуется углублением процессов специализации и интеграции производства. В связи с этим важным является совершенствование планирования и координации исследовательской работы. Системный подход в планировании, широкое использование научного принципа «дерева целей» предполагают учет полноты охвата всех сторон проблемы кормопроизводства в вопросах улучшения использования лугопастбищного хозяйства; производства, заготовки, консервирования и хранения кормов; производства комбикормов и премиксов и т. д. Такой подход предполагает также, что исследование и реализация результатов в колхозах и совхозах каждого аспекта системы должны учитывать задачи всей системы независимо от ведомственности, серьезно сдерживающей ускорение научно-технического прогресса.
Одним из основных направлений улучшения организационной работы по ускорению научно-технического прогресса является планирование научных исследований и опытно-конструкторских работ через договорные отношения на базе хозяйственного расчета.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании научного обеспечения развития агропромышленного комплекса страны» от 9 июля 1987 г. признано необходимым в основу деятельности научных учреждений положить программно-целевой метод планирования исследовательских и внедренческих работ, предусматривающий заключение подрядного договора на решение конкретных научных и научно-производственных задач с четким обозначением сроков, исполнителей, материально-технических ресурсов и конечного результата.
Основой такой системы является то, что объектом планирования и финансирования с 1988 г. становится не научное учреждение, а проблема, задание, тема на базе выделения средств через договора региональных отделений, агропромышленных союзов, агрокомбинатов, колхозов и совхозов. Внедрение системы договоров позволяет сосредоточить научный потенциал на ускоренном решении наиболее важных Научно-технических проблем, избавиться от второстепенных тем, повысить ответственность исполнителей в вопросах технологической, технической и экономической обоснованности планов.
Большое значение для решения задач повышения эффективности науки имеет экономическое стимулирование работников, финансирование научных разработок и опытно-конструкторских работ по законченным этапам с привлечением в качестве источника финансирования
банковского кредита.
В условиях перестройки экономики перед наукой и практикой стоят многоплановые задачи комплексного развития отраслей агропромышленного производства, в решении которых исключительную важность приобретают: объединение усилий ученых, хозяйственников и специалистов; интеграция науки с производством; широкое внедрение достижений научно-технического прогресса в практику. Это вызывает необходимость широкой постановки не только горизонтальной, но и вертикальной интеграции, предусматривающей четкую систему планирования — от прогнозирования до разработки, затем экспериментальной проверки и массового внедрения новой техники, технологии и организации производства кормов.
В Российской Федерации внедрением научных разработок на различных уровнях занимаются соответствующие структурные подразделения Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, агропромышленных союзов республик, краев и областей, а также советы агропромышленных объединений, агрокомбинаты, которые обобщают предложения научных учреждений по внедрению научных разработок, формируют планы внедрения, определяют порядок материально-технического снабжения, вырабатывают формы обучения кадров, организации внедренческой работы и контроля за их выполнением.
При научно-исследовательских институтах и опытных станциях создают отделы внедрения на хозяйственном расчете. Работники этих отделов совместно с научными сотрудниками на основе договоров с колхозами, совхозами, агропромышленными объединениями и союзами должны оказывать необходимую методическую и консультативную помощь в процессе внедрения разработок, вести пропаганду достижений науки и обучение кадров.